Паспорт Программы
Название Программы
Образовательная программа МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга»
Основные разработчики
Программы
Администрация МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга», экспертнометодический совет МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга»
Цель Программы
Задачи Программы
Создание доступной и эффективной образовательной
среды, удовлетворяющей потребности ребенка в
развитии, личностном самоопределении и
самореализации, обеспечивающей формирование и
развитие творческого потенциала детей, активизацию их
познавательных интересов, адаптацию к жизни в
обществе на основе интеграции опыта педагогического
коллектива ЦЭВ, а также других образовательных
учреждений.
удовлетворить потребности детей в получении
дополнительного образования, в реализации их
творческого потенциала с учетом индивидуального
развития и интересов;
организовать обучение и создать условия для
самоопределения,
личностного
развития, самореализации в различных сферах
творческой деятельности, адаптации к жизни в обществе,
укрепления здоровья обучающихся;
обеспечить доступность получения качественного
дополнительного
образования
по
направлениям
деятельности
учреждения,
руководствуясь интересами личности, общества,
государства;
создать условия для введения новых и развития
уже существующих направлений деятельности ЦЭВ,
достигать планируемых результатов освоения
дополнительной образовательной программы
обучающимися, создавая для каждого «ситуации успеха»;
совершенствовать
программно-методическое
обеспечение образовательного процесса;
разрабатывать и внедрять в учебно- воспитательный
процесс инновационные технологии, способствующие
формированию
духовно- нравственной, свободной, творческой личности,
ориентированной на активный, здоровый и безопасный
образ жизни;
организовать и провести содержательный досуг детей с
целью адаптации их к жизни в обществе, формировать
общую культуру;
развивать систему работы с одаренными детьми, а также
совершенствовать формы работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья;
повышать
квалификацию
и
уровень
профессионального
мастерства
педагогов, активизировать их творческий потенциал;
совершенствовать локальную базу ЦЭВ в условиях быстро
меняющейся действительности с целью приведения ее в
соответствие с современными требованиями;
способствовать развитию профессионального
мастерства педагогов, активизировать их творческий
потенциал;
обновлять и расширять материально-техническую базу
учреждения в целях создания комфортной
информационно - образовательной среды.
Сроки реализации
Программы
2025 – 2026 учебный год
Исполнители
Программы
Администрация, методическая служба, педагоги
МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга»
Контроль исполнения
Программы
Администрация МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга»
3
1. Пояснительная записка
1.1.Основные положения
Образовательная программа – локальный акт, созданный для реализации
образовательного заказа муниципалитета, содержащегося в соответствующих документах,
социального запроса родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной
ситуации, материальных и кадровых возможностей учреждения. Образовательная
программа является нормативно-управленческим документом, характеризующим
специфику деятельности «Центра эстетического воспитания «Радуга» (далее – ЦЭВ
«Радуга»).
Деятельность ЦЭВ как учреждения дополнительного образования детей направлена
на
выполнение
социально-педагогических
функций по реализации прав каждого
ребенка на творческое и физическое развитие, социальную адаптацию, получение навыков
здорового образа жизни и профессионального самоопределения с учетом его личностных
образовательных интересов и потребностей.
Основная образовательная программа ЦЭВ разработана в
соответствии
требованиям следующих нормативных документов:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 ФЗ.
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).
• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41), СП 2.4 – 364820 от 28.09.2020.
• Устав учреждения.
• Ппрограмма "Развитие системы образования города Махачкалы на 2024-2026 годы "
постановление от 9 апреля 2024 года N 315
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р).
• Приказ Министерства Просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629. «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
• Программой развития ЦЭВ «Радуга» на период 2023-2028 годы
• Локальными актами учреждения.
Программа основывается на всестороннем анализе учебно-воспитательного процесса
в ЦЭВ «Радуга», возможностей осуществления поставленных целей и задач,
заинтересованности родительской общественности в получении обучающимися не только
дополнительных знаний по различным видам деятельности, но и реализации возможности
раскрыть творческие способности детей через выбранный вид творческой деятельности,
определиться в выборе будущей профессии.
Основными направлениями деятельности ЦЭВ «Радуга» являются:
реализация дополнительных общеобразовательных программ;
организация досуговой деятельности детей;
организация воспитательной работы с детьми;
организация
методической работы,
направленной
на совершенствование
образовательных программ, содержания, форм и методов работы коллективов,
создание условий для повышения педагогического мастерства работников ЦЭВ
«Радуга»;
взаимодействие с педагогическими коллективами образовательных
учреждений в
4
области организации работы по дополнительному образованию и воспитанию.
ЦЭВ «Радуга» функционирует на основе муниципального задания и социального
заказа общества и семьи. Со стороны администрации городского округа г. Махачкалы
социальный заказ ориентирован на выполнение ЦЭВ «Радуга» функций формирования
образовательного пространства в городе, а также условий для реализации творческих и
профессиональных задатков детей и юношества. Со стороны родителей и детей социальный
запрос ориентирован на качественные образовательные услуги и культурно-досуговую
деятельность, на оказание помощи в воспитании ребенка.
Содержание образовательной программы отражает образовательные области,
образовательные виды и направления деятельности, сформированные на основе
дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в ЦЭВ «Радуга».
1.2.
Концептуальные основы
В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ с
изменениями и дополнениями, «дополнительное образование – вид образования, который
направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в
интеллектуальном, духовно- нравственном, физическом и (или) профессиональном
совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования». Согласно
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р), дополнительное образование
трактуется как:
образовательное пространство возможностей для самореализации детей и раскрытия
их талантов;
инструмент развития человеческого потенциала регионов, страны; институт
воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности, формирования общероссийской гражданской идентичности на основе
духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций,
формирования
поколения
россиян,
ориентированных на активное включение в процессы социокультурного развития
государства;
социокультурная среда детства взросления и самоопределения подрастающего
поколения в условиях кризиса «детства» и «взрослости».
Деятельность учреждения дополнительного образования осуществляется в
соответствии с государственно-общественным заказом, который «направлен на усиление
воспитательной составляющей в образовании, обуславливает новые векторы развития
потенциала дополнительного образования детей в целеполагании и реализации задач
воспитания через содержание дополнительных общеобразовательных программ по всем
направленностям».
Нетрудно усмотреть гуманистическую сущность таких установок: во главу угла
поставлен сам человек (ребенок, подросток, семья), его потребности в развитии,
самоопределении и социализации. Исходя из этого, в качестве основного принципа
образовательного программы ЦЭВ «Радуга» выдвигается гуманистический принцип,
который подразумевает направленность образования на развитие тех способностей и
компетенций, которые нужны и ей, и обществу, соединение индивидуального бытия
с общественным. Такой подход предполагает:
- создание
благоприятного
психологического
климата в коллективах
детей, подростков и взрослых;
- гуманизацию, демократизацию образовательного процесса;
- включение в содержание дополнительных общеразвивающих программ
гуманитарного знания (о человеке, человечности и общностях людей);
- формирование
творческих
способностей
учащихся, их эмоциональной
5
сферы и гуманистических отношений.
Помимо гуманистического принципа, образовательная программа выстроена в
соответствии с рядом других принципов, тесно с ним связанных:
- доступность дополнительного образования детей;
- социокультурная открытость образования;
- ценностно-смысловое равенство взрослого и ребёнка;
- приоритет воспитания;
- индивидуализация, учет возрастных особенностей детей;
- природосообразность и культуросообразность;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- вариативность – возможность сосуществования различных подходов к отбору
содержания и технологии обучения;
- поддержка
образовательных
инициатив
всех
субъектов
образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей и др.).
Гуманистический
подход
к
обучению
и
воспитанию детей и
подростков определяет цель образовательной программы ЦЭВ «Радуга» – удовлетворение
потребностей ребенка в развитии, личностном самоопределении и самореализации.
1.3. Цель, задачи образовательной программы
Цель образовательной программы создание доступной и эффективной
образовательной среды, удовлетворяющей потребности ребенка в развитии, личностном
самоопределении и самореализации, обеспечивающей формирование и развитие
творческого потенциала детей, активизацию их познавательных интересов, адаптацию к
жизни в обществе на основе интеграции опыта педагогического коллектива ЦЭВ «Радуга»,
а также других образовательных учреждений.
Задачи:
удовлетворить потребности детей в получении дополнительного образования, в
реализации их творческого потенциала с учетом индивидуального развития и интересов;
организовать обучение и создать условия для самоопределения, личностного развития,
самореализации в различных сферах творческой деятельности, адаптации к жизни в
обществе, укрепления здоровья обучающихся;
обеспечить доступность получения качественного дополнительного образования по
направлениям деятельности учреждения, руководствуясь интересами личности,
общества, государства;
создать условия для введения новых и развития уже существующих направлений
деятельности ЦЭВ «Радуга»;
достигать планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы обучающимися, создавая для каждого «ситуации успеха»;
совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
разрабатывать и внедрять в учебно-воспитательный процесс инновационные
технологии, способствующие формированию духовно- нравственной, свободной,
творческой личности, ориентированной на активный, здоровый и безопасный образ
жизни;
организовать и провести содержательный досуг детей с целью адаптации их к жизни в
обществе, формировать общую культуру поведения;
развивать систему работы со способными и талантливыми детьми, а также
совершенствовать формы работы с детьми с ограниченными возможностями
здоровья;
6
повышать квалификацию и уровень профессионального мастерства педагогов,
активизировать их творческий потенциал;
совершенствовать нормативно-законодательную базу ЦЭВ «Радуга» в условиях
быстро меняющейся действительности с целью приведения ее в соответствие с
современными требованиями;
обновлять и расширять материально-техническую базу учреждения в целях создания
комфортной информационно- образовательной среды.
1.4.
Организационно-педагогические условия
Образовательный процесс в ЦЭВ «Радуга» организуется на бюджетной основе в
соответствии
с муниципальным
заданием
на
реализацию дополнительных
общеразвивающих программ и учебным планом, согласованным с учредителем.
Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения в
коллективах ЦЭВ «Радуга» регламентируются дополнительными общеразвивающими
программами различной направленности, учебными планами, расписанием занятий,
настоящей Образовательной программой.
Обучение ведется на русском языке. Форма обучения: очная. Образовательная
деятельность в Учреждении осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях. Возрастные категории, продолжительность занятий зависят от
направленности
дополнительных
общеразвивающих
программ,
определяются
дополнительной общеразвивающей программой и настоящей Образовательной программой.
Объединения создаются как на учебный год, так и на более короткие сроки. Занятия
в объединениях проводятся в малых группах, индивидуально, всем составом объединения (в
зависимости от специфики объединения, содержания дополнительной общеразвивающей
программы).
ЦЭВ «Радуга» предлагает учащимся свободный выбор дополнительных
общеоразвивающих программ в соответствии с их интересами, склонностями,
способностями. Каждый учащийся имеет право заниматься в нескольких объединениях,
менять их.
Численность учащихся в объединении (группе) определяется учебнопроизводственным планом: 1 год обучения – не менее 15 чел, 2 год обучения – не
менее 12 чел, третий и последующие годы обучения - не менее 10 чел.
Количество учащихся может быть уменьшено в объединениях (группах), в связи с
особенностями организации образовательного процесса, указанными в общеразвивающих
программах и должно быть оформлено отдельным локальным актом ЦЭВ «Радуга».
При
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
могут
предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия,
которые проводятся по группам или индивидуально.
Учреждение работает с 8.30 до 20.00 ежедневно.
Занятия в ЦЭВ «Радуга» начинаются не ранее 8.30 и заканчиваются не позднее 19:30.
Для учащихся в возрасте 16-18 лет допускается окончание занятий в 20:00.
Расписание занятий объединений составляется по представлению педагогических
работников с целью создания наиболее благоприятного
режима труда и отдыха, с учетом возрастных особенностей учащихся, пожеланий учащихся
и их родителей (законных представителей).
Продолжительность занятий определяется в академических часах в соответствии
с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся и нормами
СанПиН. Продолжительность академического часа – не более 45 минут, для детей
дошкольного возраста – 30 минут.
Продолжительность учебных занятий в детском объединении рассчитывается в
7
академических часах, регламентируется ДОП и может составлять в зависимости от
направленности дополнительного образования: − для учащихся дошкольного возраста - 30
минут, − для учащихся школьного возраста (7-18 лет) – не более 45 минут. После каждого
академического часа устанавливается перерыв длительностью 5 минут, перерыв между
учебными группами – 10 минут для проветривания и уборки помещений.
Нагрузка на каждую учебную группу распределяется равномерно в течении
учебной недели, в соответствии с рекомендуемым режимом занятий (Приложение № 3 к
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
(введены в действие с 01.01.2021).
В работе объединений, при наличии условий и согласия руководителя
объединения, могут участвовать совместно с учащимися их родители (законные
представители) и выпускники без включения в основной состав.
При
реализации
дополнительных
общеразвивающих
программ
могут
организовываться и проводиться массовые мероприятия, создаваться необходимые условия
для совместного труда и (или) отдыха учащихся, родителей (законных представителей).
Продолжительность проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников и
учащихся младшего школьного возраста - до 1,5 часов, для учащихся среднего и
старшего школьного возраста - до 2 часов.
Для осуществления взаимодействия с родительской общественностью проводятся
родительские собрания в объединениях и отделах согласно планам работы отделов не реже
2 раз в год.
1.5.
Кадровое обеспечение
В ЦЭВ «Радуга» работает высокопрофессиональный, стабильный, творческий
педагогический коллектив, насчитывающий всего педагогических работников – 56 чел., в
том числе:
Директор – 1 чел.;
Заместитель директора – 1 чел.;
Педагог дополнительного образования – 47 чел.; Методист – 5 чел.;
Педагог-организатор – 1 чел.; Концертмейстер – 14 чел.
Квалификация:
Высшая категория – 38 чел.;
Первая категория – 6 чел.;
Без категории – 7 чел.
Награды и звания:
Заслуженные учителя РД – 8 чел.
Заслуженные деятели искусств - 1 чел.
Заслуженные работники физической культуры РД – 1 чел.
Заслуженные артисты РД – 4 чел.
Заслуженный артист ДАССР – 1 чел.
Отличники образования РД – 11 чел.
Заслуженные работники культуры РД– 2 чел.
Почетные работники общего и профессионального образования - 16 чел.
Почетный работник сферы образования РФ - 1 чел.
Отличники народного просвещения - 3 чел
Кандидаты наук - 1 чел.
Мастер спорта – 1 чел.
8
В ЦЭВ «Радуга» созданы условия для профессионального роста педагогических
кадров через систему повышения квалификации: мероприятия программы обучения
«Ступени профессионального роста», конкурсы педагогического мастерства и др.
Повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогические
кадры ЦЭВ «Радуга» систематически осуществляют на курсах повышения квалификации
по направлению деятельности.
Педагогический коллектив ЦЭВ «Радуга» успешно участвует в конкурсах
педагогического мастерства различного уровня, в том числе «Моё лучшее занятие» и других.
1.6.
Планируемые результаты освоения учащимися образовательной
программы
Основным результатом освоения образовательной программы ЦЭВ «Радуга»
является достижения учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего
самоопределения и самореализации в трудовой, общественной и культурной сферах
деятельности в соответствии с требованиями дополнительных общеразвивающих
программ.
Выделяются три основных блока оценки качества реализации образовательной
программы:
1) Оценка уровня достижения приоритетных для образовательной программы
результатов, которые отражают критерии, показатели, методики и формы контроля (см.
таблица ниже);
2) уровень
удовлетворенности
учащихся
от
участия в
образовательной программе, который определяется с помощью анкетного метода;
3) сохранность контингента.
В основу системы оценки достижения планируемых метапредметных и
личностных результатов положены приемы опросного метода, наблюдения, оценки
продуктов деятельности. Основные диагностируемые показатели мониторинга как системы
отслеживания хода реализации и результатов освоения учащимся образовательной
программы раскрываются через показатели (индикаторы), его характеризующие.
9
Критерии и показатели результативности реализации дополнительных
общеразвивающих программ
Критерии
результативности
Показатели (индикаторы)
результативности
Формы контроля
Теоретическая
подготовленность по
программе
Овладение теоретическими знаниям Педагогическое
по основным разделам программы наблюдение,
беседа,
выполнение
тестовых
заданий, контрольный
Овладение специальной
опрос и др.
терминологией по программе
Практическая
подготовленность по
программе
Овладение практическими
умениями и навыками по
основным разделам программы
Выполнение контрольных
заданий
Овладение специальным
оборудованием и оснащением
Сформированность
метапредметных
компетенций
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Педагогическое
наблюдение,
выполнение
заданий и
др.
Сформированность
Ответственное
отношение
личностных компетенций собственным
достижениям образовательной
деятельности
Освоение социальных норм,
правил поведения в обществе
к Педагогическое
наблюдение,
анкетирование, опрос,
использование
рефлексивных,
тренинговых
и
др.
методик
Установка
на
безопасный
здоровый образ жизни
Сформированность
Сформированность творческих
творческих способностей навыков
в выполнении заданий по
программе
Участие в социально
и
личностно
значимой деятельности
Выполнение заданий,
педагогическое наблюдение
Участие
в
социально и Участие в социально и
личностно значимой деятельности личностно
значимой
(познавательной,
творческой, деятельности
игровой и др.)
10
Уровни проявления показателей результативности и способы оценки и
фиксации результата
Оценивание выполняет развивающую и мотивирующую функции, а также
способно формировать адекватную и позитивную самооценку учащегося.
В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал,
позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в развитии учащихся.
Наиболее часто используемая шкала – это высокий, средний и низкий уровень
образовательных результатов.
В практике образовательной деятельности ЦЭВ «Радуга» используется
критериальное оценивание, позволяющее фиксировать динамику индивидуального
развития каждого ученика.
Критериальное оценивание предполагает совместную выработку и глубинное
понимание участниками образовательного процесса критериев оценки каждого вида
деятельности, исходя из его специфики.
Критериальное оценивание является основой не только для внешнего, экспертного
оценивания, но прежде всего – для самооценки учебных достижений. Опираясь на
понятные критерии, ученик может и должен понимать, что он освоил на достаточном
уровне, и в каких областях имеет пробелы, не позволяющие успешно решать
определенные учебные задачи.
Самооценка — это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках
и одновременно характеристика уровня его притязаний. Система оценивания
выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в оценочную
деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке, становились субъектом
оценочной деятельности.
Формирование способности к самооценке влияет на эффективность социальной
адаптации личности, является регулятором поведения и взаимоотношения человека с
окружающими, сказывается на отношении к успехам и неудачам.
Критериальное оценивание, делая понятными результаты
деятельности и
перспективы стоящих перед учащимся задач, оказывает влияние на мотивацию,
способствуя формированию мотивации внутренней, чтобы сам процесс обучения
вызывал интерес и стимулировал познавательную активность учащегося. Развернутое
оценочное суждение, используемое при критериальном оценивании, гораздо более
информативно: из него обучающийся может узнать не только о том, каковы его знания и
умения, но о том, насколько эффективные способы и приемы, которые он использовал при
выполнении задания.
При критериальном оценивании сочетаются развернутое оценочное суждение
учителя, взаимооценки обучающихся, самостоятельная оценка учащимися собственных
учебных достижений.
В ЦЭВ «Радуга» используются различные формы оценивания достижений
учащихся: карты наблюдений, портфолио и др.
В зависимости от содержания используются:
– портфолио достижений: включает в себя лучшие результаты работы учащегося;
– рефлексивный портфолио включает в себя материалы и самооценку достижения
целей, особенностей хода и качества работы с различными источниками
информации, ощущений, размышлений, впечатлений;
– проблемно-ориентированный портфолио: включает все материалы, отражающие цели,
процесс и результат решения какой-либо проблемы;
– тематический портфолио: включает материалы, отражающие работу учащегося в
рамках той или иной темы.
При работе с портфолио обучающийся осознает, как происходит процесс обучения,
освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для
него лично те или иные виды работы; оценивает свои достижения и возможности,
собственное продвижение.
11
2. Содержание образовательной
деятельности МБУ ДО ЦЭВ «Радуга»
Дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс
воспитания и обучения посредством реализации развивающих программ, оказания
дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной
деятельности за пределами основных развивающих программ в интересах человека,
общества и государства. В соответствии с Федеральным
законом
Российской
Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ с изменениями и дополнениями, под
образовательной
деятельностью
понимается
деятельность
по
реализации
общеразвивающих программ.
Реализация дополнительных общеразвивающих программ (далее программ) ЦЭВ
«Радуга» направлена на развитие мотивации личности к познанию и творческой
деятельности, обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
здоровья и профессионального самоопределения, адаптацию их к жизни в обществе,
формирование общей культуры, организацию содержательного досуга.
Образовательная деятельность по реализации общеразвивающих программ
способствует:
формированию и развитию творческих способностей учащихся;
удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также
в занятиях физической культурой и спортом;
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплению
здоровья учащихся;
обеспечению духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания учащихся;
выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональной ориентации учащихся;
созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития,
укреплению здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда
учащихся;
социализации и адаптации учащихся к жизни в обществе;
формированию общей культуры учащихся.
В ЦЭВ «Радуга» реализуется 41 дополнительных общеразвивающих программ на
бюджетной основе по 5 направленностям в соответствии с Приказом Министерства
просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629:
12
Уровень
усвоения
программы:
Степень авторства:
Форма
организации
содержания:
№
Название дополнительной
общеобразовательной
программы
1.
«Бумажный мир»
общекультурный
модифицированная
комплексная
2.
«Юные мастерицы»
общекультурный
модифицированная
комплексная
3.
«Волшебная ниточка»
общекультурный
модифицированная
комплексная
4.
«Ковроткачество»
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
5.
6.
«Художественная
обработка камня.
Керамика»
«Фантазия вышивания и
вязания»
(общекультурный,
углублённый,
профессионально ориентированный)
(типовая,
модифицированная,
экспериментальная,
авторская)
(комплексные,
интегрированные,
модульные,
сквозные)
7.
«Лучики»
общекультурный
модифицированная
комплексная
8.
«Юный художник»
общекультурный
модифицированная
комплексная
9.
«Квиллинг»
общекультурный
модифицированная
комплексная
10.
«Бисероплетение»
общекультурный
модифицированная
комплексная
11.
«Радость творчества»
общекультурный
Авторская
комплексная
12.
«Ступеньки творчества»
общекультурный
модифицированная
комплексная
13.
«Резьба по дереву»
общекультурный
модифицированная
комплексная
14.
«Фольклорный ансамбль»
общекультурный
модифицированная
комплексная
15.
«Этика. Эстетика»
общекультурный
модифицированная
сквозная
общекультурный
модифицированная
сквозная
общекультурный
модифицированная
комплексная
16.
17.
«Русская национальная
культура»
«Студия эстрадного
вокала»
18.
«Хоровая студия»
общекультурный
модифицированная
комплексная
19.
«Волшебный занавес»
общекультурный
модифицированная
комплексная
13
20.
«Пластический театр»
общекультурный
модифицированная
комплексная
21.
«Музыкальный театр»
общекультурный
модифицированная
комплексная
22.
«Кукольный театр»
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
23.
24.
Театральная студия
"Калейдоскоп"
«Театр и выразительное
чтение»
25.
«Русская национальная
культура»
общекультурный
модифицированная
сквозная
26.
«Театр моды»
общекультурный
модифицированная
комплексная
27.
По классу «Фортепиано»
Общекультурны
й углубленный
модифицированная
Сквозная
28.
«Сольфеджио»
общекультурный
модифицированная
комплексная
29.
По классу «Гитара»
общекультурный
модифицированная
комплексная
30.
По классу «Ксилофон»
общекультурный
модифицированная
комплексная
31.
По классу «Блок-флейта»
общекультурный
модифицированная
комплексная
32.
По классу «Агач-кумуз»
общекультурный
модифицированная
комплексная
33.
По классу «Тар»
общекультурный
модифицированная
Комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
комплексная
общекультурный
модифицированная
Сквозная
общекультурный
модифицированная
Комплексная
общекультурный
модифицированная
Сквозная
34.
35.
36.
37.
38.
39.
«Танцы народов Северного
Кавказа»
«Хореография бальных,
эстрадных, современных
танцев»
«В мире танцев» (по
народно-сценическому
национальному танцу).
«Ритмика и танец»
Цирковая студия
канатоходцев «Пехлеван»
«Увлекательный
английский»
40.
«Easy English»
общекультурный
модифицированная
Сквозная
41.
«Английский язык – путь к
достижению успеха»
общекультурный
модифицированная
Сквозная
14
42.
43.
«Читать – размышлять –
общаться» (клубная работа)
«Начала поэзии и
стихосложения»
общекультурный
модифицированная
интегрированная
общекультурный
модифицированная
Сквозная
44.
«Юные робототехники»
общекультурный
модифицированная
Сквозная
45.
«Литературное
краеведение»
общекультурный
модифицированная
интегрированная
46.
«Этнография Дагестана»
общекультурный
модифицированная
Комплексная
47.
«Фехтование»
общекультурный
модифицированная
комплексная
48.
«Возвращение к истокам»
общекультурный
авторская
комплексная
49.
По классу «Нагара»
общекультурный
модифицированная
комплексная
50.
«Мягкая игрушка»
общекультурный
модифицированная
комплексная
Образовательная деятельность по программам охватывает возрастной диапазон
детей от 5 до 18 лет.
В ЦЭВ «Радуга» представлены различные по содержанию программы,
удовлетворяющие разнообразные интересы детей, реализуется
непрерывность
дополнительного образования, преемственность дополнительных образовательных
программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения. Осуществляется
психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей, творческое
сотрудничество педагогических работников и детей, созданы условия для сохранения
физического и психического здоровья детей.
Дополнительные общеразвивающие программы ЦЭВ «Радуга» ежегодно
обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и
социальной сферы.
В процессе реализации программ педагоги дополнительного образования
используют различные формы проведения занятий:
- теоретические занятия;
- показательные выступления;
- практические занятия;
- проекты;
- видео уроки;
- веревочные курсы;
- квесты;
- выставки;
- походы;
- акции;
- тренинги.
При реализации дополнительных общеразвивающих программ предусматриваются
как аудиторные, так и внеаудиторные занятия.
Ценность образовательной деятельности учреждения состоит в том, что она
усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому
15
приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную
мотивацию учащихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут
осуществлять свободный выбор дополнительных
общеразвивающих программ в
соответствии со своими интересами, склонностями и способностями, развивать свой
творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают
возможность полноценной организации свободного времени, что является неотъемлемой
частью процесса социализации обучающихся.
Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения в
коллективах ЦЭВ «Радуга» регламентируются дополнительными общеразвивающими
программами дополнительного образования детей, учебным планом, расписанием занятий.
Учебный план разрабатывается ЦЭВ «Радуга» самостоятельно, согласовывается с
Учредителем, утверждается приказом директора ЦЭВ «Радуга».
Образовательная деятельность ЦЭВ «Радуга» строится с учетом целей, задач,
приоритетных направлений программы развития учреждения, а также иных локальных
актов, отражающих стратегическую концепцию ЦЭВ «Радуга» (перспективный,
календарный план, программа развития). Учащиеся ЦЭВ «Радуга» занимаются в
одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам.
Содержание образовательного процесса ЦЭВ «Радуга» реализуется через множество
отдельных образовательных процессов, внутри которых педагоги, дети и родители
относительно самостоятельно определяют конкретные цели, задачи, содержание и
методику своего взаимодействия. Задачи обеспечения доступности и высокого качества
дополнительного образования для всех категорий населения интегрируют все направления
учебно-познавательной, воспитательной и социально - психологической деятельности
учреждения. Это позволяет целенаправленно развивать социальную активность ребенка во
всех сферах его жизнедеятельности, что способствует успешной социализации,
гармоничному личностному развитию и гражданскому становлению личности детей.
16
Учебный план
В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»
организация образовательного процесса в учреждении регламентируется учебным планом.
Цель учебного плана – создание наиболее благоприятных условий организации
образовательного процесса с учётом запросов его участников.
Учебный план
формируется и утверждается ежегодно.
Учебный план отражает направленность и название дополнительных
общеобразовательных программ, количество групп, сроки обучения, количество часов по
годам обучения в неделю, общее количество часов на каждую программу. Учебный
план разработан на основе нормативных документов.
Учебно-производственный план представлен 41 дополнительной общеразвивающей
программой различных направленностей, обеспечивающих детям разнообразие выбора
различных видов творчества.
№
Направленность образовательной
программы
Дополнительные
общеразвивающие
программы
1.
Художественная
34
2.
Социально-гуманитарная
3
3.
Техническая
1
4.
Туристско - краеведческая
2
5.
Физкультурно-спортивная
1
ИТОГО:
41
К каждой общеразвивающей программе педагоги разрабатывают календарные
учебные графики и календарно- тематическое планирование, по каждой группе учащихся,
рабочие программы воспитания.
Мониторинг образовательных результатов
Стабильное функционирование и развитие ЦЭВ «Радуга» невозможно без
комплексной диагностики эффективности педагогического процесса и качества
образования.
Система внутреннего мониторинга оценки качества образования реализуется на
основе локальных актов ЦЭВ «Радуга», обеспечивающих нормативно- правовые основания
реализации этой системы в соответствии с нормативно- правовыми документами
Российской Федерации и РД в сфере образования:
о внутренней системе оценки качества образования;
о порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации учащихся.
Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации разработано в
соответствии с Законом РФ «Об образовании», Уставом МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга» и
регламентирует содержание и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации
учащихся ЦЭВ «Радуга».
Цель текущего контроля и промежуточной аттестации – выявление уровня
личностного развития учащихся, освоения ими теоретических знаний, практических
умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам ДОП.
17
Задачи контроля и промежуточной аттестации:
определение
уровня
теоретической
подготовки
учащихся в конкретной
образовательной области, выявление степени сформированности практических
умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
анализ полноты реализации ДОП детского объединения;
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно- воспитательной работы;
выявление
причин,
способствующих
или
препятствующих полноценной
реализации общеразвивающей программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной
деятельности детского объединения.
Выявление результатов освоения учащимися общеразвивающих программ –
неотъемлемая часть образовательного процесса, позволяющая оценить реальную
результативность совместной творческой деятельности педагогов и учащихся.
Аттестация рассматривается как диагностика результативности освоения
дополнительных общеразвивающих программ, является основанием для перевода
учащихся на последующий год обучения.
Возможные виды контроля и аттестации, которые может использовать
педагогический работник: начальная диагностика, текущий контроль, промежуточная
аттестация, итоговый контроль.
Начальная диагностика – это оценка исходного уровня знаний перед началом
образовательного процесса.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной ДОП в период обучения после начальной диагностики до
промежуточного контроля.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания
конкретной ДОП по итогам учебного периода (этапа, года обучения).
Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся, заявленных в ДОП,
по завершении всего образовательного курса программы.
Примерные формы контроля и аттестации: тестирование, реферат, защита проекта,
отчетный концерт, концертное прослушивание, спектакли, творческая выставка, конкурс,
турнир, выполнение нормативов, открытые занятия, исследовательские работы,
олимпиады, экзамены и др.
Контроль и аттестация освоения учащимися общеразвивающих программ
осуществляется в соответствии с требованиями,
указанными в конкретной
дополнительной общеразвивающей программе. Периодичность контроля определяется
видом контроля:
Начальная диагностика – в начале учебного года.
Текущий контроль - 1 раз в полугодие.
Промежуточная аттестация - 1 раз по окончании учебного года, этапа обучения.
Итоговый контроль проводится по результатам выполнения всего курса ДОП.
Периодичность
проведения
контроля
и аттестации
может быть
определена дополнительной общеразвивающей программой.
Условия проведения:
открытость и доступность;
свобода выбора педагогом форм и методов оценки результатов;
обоснованность
критериев
оценки
результатов
с учетом
конкретного вида деятельности;
позитивное отношение к ведению контроля;
соблюдение педагогической этики.
Результаты контроля или аттестации фиксируются в диагностических картах
18
освоения или иных формах определенных ДОП (протоколы соревнований, зачетные
ведомости, рабочие тетради и др.), по каждой группе каждого года обучения.
Результаты
контроля
учащихся
детских
объединений
анализируются
администрацией совместно с педагогами.
В связи с отсутствием в дополнительном образовании образовательных стандартов
виды и формы контроля и аттестации, содержание, оценочные материалы и формы
аттестации определяются педагогом в соответствии с ДОП и прогнозируемыми
результатами.
Результатом обучения является овладение учащимся определенным объемом
знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей, навыков саморазвития.
Результативность ДОП подтверждается победами учащихся в различных соревнованиях,
конкурсах, фестивалях, смотрах, олимпиадах, умением выпускников применить
полученные знания, умения и навыки в дальнейшей жизни.
Информационное и методическое обеспечение
К дополнительным общеразвивающим программам созданы учебно- методические
комплексы (УМК), представляющие собой совокупность систематизированных
материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса и
обеспечивающих результативное освоение учащимися данной программы.
Достижению качества организации образовательного процесса способствуют:
учебные и методические пособия, рекомендации, разработки,
электронные
образовательные
ресурсы:
учебные
фильмы,
презентации,
наглядный, раздаточный, дидактический материал,
конспекты занятий,
научная,
методическая,
специальная
литература,
словари и справочники,
памятки, инструкции, советы,
материалы
по
использованию
в образовательном
процессе социокультурной среды Дагестана,
тематические папки,
записи выступлений коллектива и др.
В УМК представлен материал, помогающий отслеживать достижения учащихся для
дальнейшего совершенствования образовательного процесса и создающий ситуацию
«успеха» для каждого ребенка.
УМК включает в себя диагностические материалы по проведению аттестации
учащихся в том числе:
тесты (на электронных и на бумажных носителях), викторины, игры, творческие и
исследовательские работы,
творческие задания, сборники задач (математические, шахматные),
интерактивные презентации, анкеты, контрольные задания, материалы, системно
фиксирующие освоение учащимися ДОП.
Успешной реализации образовательной программы учреждения способствует
структурированный,
качественный,
разнообразный
комплекс
информационнометодических и методических материалов, содержащий нормативно-правовые документы
по вопросам дополнительного образования и воспитания, образовательные программы
педагогов дополнительного образования детей, методическую продукцию из опыта работы
педагогов ЦЭВ «Радуга», района, города, России; научно-педагогические периодические
издания, электронные образовательные, информационные и методические ресурсы,
электронные каталоги.
В настоящее время методический фонд насчитывает более 300 шт. методических
папок по различным направлениям деятельности:
19
Методистами ЦЭВ «Радуга» ведётся постоянное пополнение тематических папок
на бумажных и электронных носителях по направлениям деятельности структурных
подразделений в результате посещения педагогическими работниками городских
методических объединений и семинаров, работы с литературой, подписными изданиями и
Интернет- ресурсами. Обновляются материалы по вопросам нормативно-правого
регулирования деятельности педагогических работников, идёт накопление методической
продукции, конспектов открытых занятий, сценариев мероприятий и положений о
фестивалях и конкурсах в электронном виде.
1. Материально-техническое обеспечение
МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга» работает по адресу: ул. Абдуллы Гаджиева 28а (10а).
Оборудованы кабинеты хореографии, хорового пения, цирковых коллективов,
кабинеты для занятий прикладным творчеством. Полностью обеспечены современным
оборудованием музыкальные классы. Оборудованы кабинеты для доступа в сеть
интернет. Методический отдел оснащен современной офисной техникой для обеспечения
успешной работы.
Столовой нет, питьевой режим организован наличием кулеров.
Оборудование обновляется по мере поступления финансовых средств.
Система социального партнерства МБУ ДО ЦЭВ «Радуга»
Органы управления образования, работой с детьми и молодежью:
1. Министерство образования и науки РД;
2. Министерство молодежной политики РД;
3. Министерство по делам национальностей РД;
4. Министерство культуры РД;
5. Министерство труда и социальной защиты РД;
6. УФСКН РФ по РД;
7. НИИ педагогики им. А. Тахо-Годи.
Общественные организации:
1. Международная Ассоциация гуманитарных и культурных связей г. Москва;
2. Дагестанское региональное общественное движение «Дагестан без сирот»;
3. Дагестанское региональное общественное движение «Всероссийский женский союз»;
Предприятия промышленного сектора
1. ООО «Газпромтрансгаз Махачкала»;
2. ООО «Денеб» Махачкала;
Высшие учебные заведения:
1. ДГПУ;
2. ДИРО;
3. ДГУ;
Средние учебные заведения
1. Махачкалинское Музыкальное училище им. Г. Гасанова;
2. Дагестанское Художественное училище им. М. Джемала;
3. Дагестанский колледж культуры и искусств;
20
Учреждения культуры
1. Музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства им. П. Гамзатовой;
2. Объединенный краеведческий музей г. Махачкалы;
3. Музей города Махачкалы;
4. Этнографический музей «Дагестанская сакля»;
5. «Первая галерея» - галерея современного искусства;
6. Дагестанское отделение Союза художников России;
7. Дагестанское отделение Союза композиторов России;
8. Дагестанское отделение Союз писателей России;
9. ГУ Республиканская Детская библиотека им. Н. Юсупова;
10. Научная библиотека им. А. Абилова ФГБОУ ВПО Дагестанский государственный
университет;
11. Национальная библиотека им. Р. Гамзатова;
12. Центральная детско-юношеская библиотека г.Махачкалы;
13. Детская библиотека №9, г. Махачкалы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Общеобразовательные организации
МБОУ «Гимназия №28»
МБОУ «Лицей №39»
МБОУ «НШ-Д/С №52»
МБОУ «Гимназия №35»
МБОУ «Лицей №9»
МКОУКШИ ДКК-1
МБОУ "СОШ №50"
МБОУ «СОШ №48»
МБОУ "Интернат IV Вида"
Учреждения дошкольного образования
1. МБДОУ д/с №63,
2. МБДОУ д/с № 8,
3. МБДОУ д/с №35,
4. МБДОУ д/с №15,
5. МБДОУ д/с №67,
6. МБДОУ д/с №53,
7. МБДОУ д/с №65,
8. МБДОУ д/с №50,
9. МБДОУ д/с №11,
10. МБДОУ д/с №76,
11. МБДОУ д/с №2
Учреждения дополнительного образования
1. РСЮТ;
2. ЦНТТУ;
3. Республиканский эколого-биологический центр;
4. ФГЦТТУ г. Москва;
5. ЧУДПО "Межрегиональный Центр профессиональных компетенций".
Органы социальной защиты населения
1. Министерство труда и социальной защиты населения;
2. Инспекция по делам несовершеннолетних;
3. Комитет по правам человека, региональное отделение
21
4.
Социальное партнерство расширяет образовательные возможности Центра, позволяет
улучшить его работу, способствует переходу учреждения на профильное образование
и предпрофильную подготовку обучающихся.
Доступ к информационным системам и
информационно- коммуникативным сетям
Образовательный, досуговый и административно-организационный процессы
проводятся с использованием лицензионных прикладных программ:
- Microsoft Windows XP, 10, 8, 7,
- Microsoft Office,
- АИС «Навигатор»,
- КонсультантПлюс.
Информация об уровне ресурсного обеспечения образовательного процесса
Учебно-материальные и материально-технические ресурсы
Программы
Художественной
направленности
Физкультурно
спортивной
направленности
Социальногуманитарной и
технической
направленности
Кабин еты
Народных инструментов (нагара (8), кумуз (8), тар (2),
аккордеон (3), барабан (9), баян (4), гармонь (2), домра (2),
балалайка (3), пандур (2) пюпитры(Ю))
фортепиано (пианино (11))
Духовых инструментов (духовой оркестр(1))
Гитары (гитары (6), ударная установка(1))
Игры на ксилофоне (Ксилофон(Ю), марибофоны (6),
треугольники (6))
Вокала (микрофон, электрофон (4шт), радиомикрофон, микшер с
усилителем, синтезатор, музыкальный центр «Пионер»,
усилитель «Дуэт» с колонками)
ИЗО и ДПИ (мольберты (10), компьютер, телевизор, ДВД-плеер,
аудиомагнитофон, муфельная печь, рамки для ковроткачества (4),
станок для ковра. швейные машины (3))
Бисероплетения
Ритмики (пианино, ковер, скамья гимнастическая (9))
Хореографии (пианино, зеркала)
Спортзал (маты(5) рапиры (4), маски для фехтования (4), канаты
(2))
Информационной культуры (компьютер, ноут бук,
принтер, сканер, ксерокс , 3Д-принтер, базовый набор
«Технолаб»)
Костюмерная (черкески черные (8), черкески синие (8), бешметы
красные (10), бешметы синие (16), бешметы белые (8),
кинжалы(Ю),папахи черные (10), папахи белые (2), ичиги(8),
комплект даргинских костюмов (16), комплект аварских
костюмов (16), кабалаи для девочек (16))
22
Реализация социокультурных проектов
Деятельность Центра ориентирована на стимулирование творческой активности ребенка,
развитие его способности к самостоятельному самообразованию, на создание условий для
творческой самореализации всех детей; на формирование готовности учащихся к продолжению
образования в Центре эстетического воспитания. Формирование информационно коммуникативной и социальной компетентности детей, сохранение психического и физического
здоровья школьников.
Задача Центра - воспитать духовно-нравственную свободную личность с широкими
устойчивыми интересами, высоким уровнем познавательной и общественной активности,
способной отстаивать, свои нравственные принципы, способной созидать окружающий мир и
самого себя - способствовать адаптации детей к жизни в обществе, формированию общей
культуры.
Главная задача педагогов - создать условия для развития потребностей и способностей в
самопознании, самовоспитании, саморазвитии, саморегуляции и самоопределения на основе
нравственных ценностей и ориентиров, выработанных и отработанных человеческим опытом
предшествующих поколений; укрепления здоровья, профессионального самоопределения и
творческого труда детей в возрасте от 5 - 18 лет; организации содержательного досуга.
- обеспечить систематическое и непрерывное развитие ребенка, адекватное его возможностям и
способностям, когда ребенок становится субъектом образовательного процесса.
Направления развития Центра:
создание важнейших условий для организации развивающей микросферы в Центре:
целостности образовательного процесса, внутреннего единства содержания
образования, обучения и воспитания, гармонизации действий субъектов
образовательного процесса;
включение детей в познавательную деятельность в сочетании с деятельностью
коммуникативной (диалог), целостно - ориентационной (культура мотиваций, мысли,
речи, поведения, деятельности, отношений), трудовой, эстетической, физической,
красоты, здоровья, общения для формирования полноценной личности;
формирование личности с лидерскими качествами через гуманизацию к
гуманитаризации системы дополнительного образования и его содержания;
обоснование системы работы с мотивированными детьми и детьми с недостаточно
высоким уровнем интеллектуального развития;
развитие ученического самоуправления: создание детских и молодежных
общественных организаций и объединений, направленных на самореализацию
личности,
формирование
демократической
культуры,
личностного
и
профессионального самоопределения;
активное сотворчество детей и взрослых, способствующее формированию навыков
созидательного труда, ответственности за свою малую родину, патриотическому
воспитанию, сохранению преемственности поколений;
разработка системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для Центра;
обоснование структуры и технологий управления развитием образовательных
подсистем Центра;
доступность бесплатного дополнительного образования, равного доступа всех детей;
создание условий для повышения качества дополнительного образования в Центре;
развитие многовариантной сети дополнительного образования в Центре: развитие
дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений №28, лицея
№39, гимназии №11, №35, №48, №9, прогимназии №52, ДКК, "Интернат IV Вида",
МБДОУ д/с №63, МБДОУ д/с №8, МБДОУ д/с №35, МБДОУ д/с №15, МБДОУ д/с №67,
МБДОУ д/с №53, МБДОУ д/с №65, МБДОУ д/с №50, МБДОУ д/с№11, МБДОУ д/с №76
МБДОУ д/с №2; организация сетевого взаимодействия Центра эстетического
воспитания со школами, учреждениями культуры и науки, ВУЗами, предприятиями;
23
разработка и реализация программ дополнительного образования, отвечающих
запросам различных категории детей и их родителей: расширение возможностей
получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья; создание условий для вовлечения в систему дополнительного образования
детей и подростков, относящихся к числу социально-неблагополучных детей «труппы
риска»; совершенствование программ работы с одаренными детьми и талантливой
молодежью;
создание условий для повышения качества дополнительного образования детей:
обновление образовательного процесса; активное освоение и использование
инновационных педагогических идей для совершенствования содержания,
организационных форм, методов и технологии с учетом их возраста, особенностей
социо-культурпого окружения;, интеграция основного и дополнительного образования
детей; использование разнообразных форм организации деятельности детей в Центре
(движения, проекты, игровые и досуговые программы, праздники, лагеря, научные
общества, олимпиады, конференции научно-исследовательских работ и др.)
создание условий для профессионального самоопределения подростков, организации
их профессиональных проб в предпрофильном и профильном обучении;
разработка новой системы оценки качества образования (аттестации) в Центре на
основе компетентного подхода;
разработка механизма включения в перечень экзаменов по выбору за курс основной
средней школы итогов реализации программ дополнительного образования детей
соответствующей направленности;
осуществление социально-психолого-педагогического сопровождения развития детей
Центра.
разработка системы опережающего повышения квалификации педагогов и
специалистов Центра.
совершенствование информационного сопровождения образовательного процесса:
совершенствование информационной инфраструктуры Центра, позволяющей достичь
нового качества образования;
активное использование новых информационных технологий, включающих
телекоммуникационные проекты и дистанционное обучение в Центре, создание и
обеспечение работы сайта Центра;
развитие созидательной инициативы подростков и вовлечение в решение значимых для
них проблем;
развитие детских общественных объединений и социально - значимых инициатив
подростков;
обеспечение научно-методического сопровождения развития Центра эстетического
воспитания «Радуга»;
развитие инновационной деятельности в Центре эстетического воспитания
24
Основные проекты ЦЭВ «Радуга» (2025-2026 уч.год)
«Сохранение русского языка - сохранение культуры России»:
Объединение русского языка и литературы в единую предметную область - «Русская
словесность» (изучение русского фольклора, русской национальной культуры (РНК).
«Сохранение родных языков - сохранение культуры Дагестана»:
Объединение родных языков и дагестанской литературы в единую предметную область «Дагестанская филология» (изучение дагестанского фольклора; культуры, традиций
народов Дагестана, истории, географии родного края, народной музыки, декоративноприкладного искусства Дагестана).
«Высокое качество образования через систему учебно-познавательных компетенций»:
Научно-обоснованный отбор эффективных образовательных технологий:
технология организации собственной деятельности учащихся;
лекционно-семинарско-зачетная система обучения;
технология модульного обучения и блочно-модульного профилирования;
проблемное обучение;
разноуровневое обучение;
технология использования комплекса дидактических игр: (ролевых, деловых, играхупражнениях);
коллективная система обучения (КСО);
проектные методы обучения;
обучение в сотрудничестве (командная, групповая);
информационно-коммуникационные технологии;
исследовательские методы обучения;
технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
технология дистанционного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
мультимедийные технологии;
компьютерные технологии.
Развитие исследовательских умений у школьников на занятиях Центра (участие во
Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ молодежи и школьников «Шаг в
будущее», научно-практических конференциях в ВУЗах, во Всероссийском конкурсе научноисследовательских работ по краеведению Российского туристско-краеведческого движения
«Отечество»).
Реализация профессионально-ориентированных дополнительных
образовательных программ
В Центре существует целый ряд профессионально ориентированных программ,
способствующих не только самоопределению в профессиональной сфере, но и получению
начальных знаний, умений и навыков в той или иной профессии. Реализация данных
образовательных программ играет значительную роль в подготовке обучающихся к будущей
профессии.
25
Профессиональная направленность программ МБУ ДО ЦЭВ «Радуга»
Предмет
Наименование
профессионального
ориентирования программ
Центра
Варианты
профессиональной
направленности
Музыка,
хореография,
театр
«Поющая электроника»
«Театр и выразительное
чтение»
Хореография
«Хореография бальных
эстрадных танцев»
«В мире танцев» (по народносценическому национальному
танцу)
Ритмика
Хореограф, балетмейтер,
режиссер, педагог
дополнительного
образования
Музыка
Обучение игре на гитаре, по
классу фортепиано, вокальное
исполнение, Обучение игре
на национальных
инструментах, фольклорный
ансамбль русской народной
песни
Учитель музыки,
хормейстер, педагог
дополнительного
образования, худрук,
руководитель музыкального
коллектива
Театр
«Театр моды»
«Волшебный занавес»
«Кукольный театр»
ДПИ и ИЗО
«Ступеньки творчества»,
«Возвращение к истокам»,
«Магия бисера»
«Лучики»
«Ковроткачество»
«Мягкая игрушка»
«Волшебное кружево»
«Фантазия вышивания и
вязания»
Радиоведущий, ди-джей,
звукооператор,
звукорежиссер,
аранжировщик
Актер, режиссер массовых
мероприятий, худрук,
педагог дополнительного
образования
Дизайнер интерьера,
флорист-дизайнер,
художник, художникоформитель, ювелир, мастер
по изготовлению сувенирных
изделий, педагог
дополнительного
образования
Мастер швейного дела,
технолог, закройщик, швея,
дизайнер одежды, стилист,
педагог дополнительного
образования
Мультимедийные «Компьютерный дизайн»
Программист, оператор ПК,
и компьютерные «Компьютерная графика»
дизайнер
технологии
«Компьютерная грамотность»
Краеведение и
этнография
«Этнография Дагестана»
«Литературное краеведение»
«Художественное
краеведение»
26
Учитель географии,
экскурсовод, геолог,
картограф, биолог,
метеоролог, ученый
Программы художественной направленности создают условия для развития талантов и
способностей в области искусства. Программы физкультурно-спортивной направленности дают
основные навыки жизнеобеспечения, необходимые в каждой сфере. Программы социальнопедагогической направленности помогают найти себя в области, функционирования культуры и
науки, организации образовательного досуга.
Одним из результатов реализации программы развития Центра является увеличение
количества образовательных программ, дающих допрофессиональную подготовку обучающихся,
тем самым увеличивая сферу выбора обучающихся.
Отслеживание формирования готовности обучающихся к будущему социальному и
профессиональному выбору осуществляется через анализ результатов допрофессиональной
подготовки и поступления выпускников в ВУЗы и СУЗы.
Деятельность Центра ориентирована на то, чтобы выпускники студий, объединений
нашли свое место в жизни, были востребованы в социально-экономических условиях.
Допрофессиональная подготовка позволяет обеспечить реализацию данной социально значимой
функции учреждений дополнительного образования.
Исследования, проводившиеся в Центре показывают, что большинство выпускников
выбирают профиль, близкий к тому направлению, к которому они проявляли интерес при
обучении в Центре.
27
Нормативно-правовые основания разработки программы
Конституция РФ;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный закон Российской Федерации
от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании
в Российской
Федерации» (с изменениями и
дополнениями на 4 августа 2023 года);
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ (с изменениями и
дополнениями);
6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 №751
7. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года»;
8. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2020
9. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание
государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
10. Постановление
Правительства
Российской
Федерации от 26.12.2017 № 1642
«Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» (20182025гг.) (с изменениями и дополнениями на 27 февраля 2023 года);
11. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р;
12. Национальный проект «Образование» (2019-2024гг.), паспорт проекта
утверждён
президиумом
Совета
при
Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10 (с изменениями и
дополнениями);
13. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания
в Российской Федерации на период до 2025 года»;
14. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями и
дополнениями на 21 ноября 2022 г.);
15. Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (введены в действие с 01.01.2021);
16. Подпрограмма «Развитие муниципальной системы дополнительного образования детей
г. Махачкалы на период 2024-2026» гг;
17. Муниципальная программа "Развитие системы образования города Махачкалы на 20242026 годы " постановление от 9 апреля 2024 года N 315;
18. Приказ Министерства Просвещения РФ № 882/391 от 05.08.2020г. «Об организации и
осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
19. Устав МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга»;
20. Программа развития МБУ ДО «ЦЭВ «Радуга» на 2023-2028 годы;
21. Локальные документы учреждения.
1.
2.
3.
4.
28